Сайт воспитателя

Машенцевой Маргариты Вараздатовны

Конспект НОД «Гостю почёт, хозяину - честь»

 

 

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

в старшей группе

«Гостю почёт, хозяину - честь»

 

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.

 

Цели:

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа.  Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

 4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.

 

Словарная работа:

Обогащение: традиции, культура. Фольклор, народное творчество.  Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

 

Планируемые результаты:

Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.

 

Материал и оборудование:

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

 

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Посещение краеведческого музея. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Использование в работе народных игрушек и игр. Знакомство с традициями гостеприимства разных народов. Обучение детей изготовлению поделок из салфеток.

 

Входят гости, их встречают дети.

Дети:

Здравствуйте, гости дорогие!

Доброе утро.

Добро пожаловать к нам в гости.

Проходите, пожалуйста.

Не устали ли вы дорогой?

Будьте как дома.

Мы вас ждали - поджидали.

Для каждого найдётся словечко, местечко.

Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните с дороги.

 

Воспитатель - Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?

 

Дети: Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.

Воспитатель: А как вы думаете, в старину люди тоже ходили в гости? (Ответы детей)

Мы вам предлагаем побывать в прошлом и в настоящем времени. У кого красные фишки, пойдут в музей старины, у кого- желтые- остаются здесь.

Давайте разделимся на группы, те кто хорошо знает старинные традиции пойдёт в музей старины, а кто знает современные традиции гостеприимства останется здесь.

1 подгруппа

- Дети, скажите, как в старину встречали гостей?

Дети рассматривают слайд и отвечают: красиво наряжались, прибирали дом, готовили гостинцы, накрывали стол, встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, усаживали гостей в красный угол, пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы, играли.

-Зачем  люди ходили в гости?

Дети: Раньше не было телевизора, поэтому люди общались друг с другом, рассказывали о своих радостях, горестях, помогали друг другу.

2 подгруппа:

Воспитатель: Как сейчас встречают гостей?

Дети: красиво наряжаются, прибирают в доме, готовят гостинцы, угощение, накрывают стол, наливают чай из чайника, развлечения, пекут или покупают торт, включают музыку, танцуют.

В: Можно сейчас обойтись без того, чтобы ходить в гости?

Дети: Меньше будут знать друг о друге, помогать меньше друг другу, меньше дружить.

Подгруппы соединяются.

 А теперь мы предлагаем вам совместную игру «Доскажи словечко». Одни начинают, другие продолжают.

 

Собрался в гости, неси подарок в горсти.

Туда голуби не летают, где их не привечают.

Гостю почёт, хозяину честь.

Гость доволен – хозяин рад.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Кошка моется - гостей замывает (зазывает).

Изба красна не углами, а пирогами

Много гостей – много новостей.

 

Ребёнок: Мы хотим поделиться своей новостью: у нас открылся музей старины. Проходите, пожалуйста.

Дети называют и показывают старинные предметы быта: ухват, люлька, самовар в красном углу, сундук, ткацкий станок, прялка, санки, заруба, валёк, горшок и лапти.

В: Садитесь гости дорогие в красный угол, садитесь рядком, да поговорим ладком.

В: Воспитатель: - А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это?

Ребёнок: - Это кукла, она из соломы.

Воспитатель: - Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками.

В: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, да места в нашей горнице мало. Разделимся по парам и поиграем в игру «Иголка и нитка»

Дети расходятся по подгруппам играют в игры.

В: Делу время-…

Чтобы гости долго про нас помнили, мы приготовим сюрприз на память.

Дети переходят из музея и готовятся к изготовлению праздничной пасхальной композиции.

В: Какой праздник мы отмечали в выходные дни? (пасха)

Мы приготовили для гостей пасхальные яйца, давайте вместе создадим красивую пасхальную композицию.

Дети приступают к работе: изготавливают цветы и цыплят из салфеток и оформляют пасхальную композицию из яиц и украшений в корзинке.

В это время гости изготавливают цветок из салфетки для хранения яйца.

В: Дорого яичко к христову дню. Мы преподносим вам эти подарки.

Л: Играми, да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Приглашаем всех гостей на чай.

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»