Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в старшей группе
«Гостю почёт, хозяину - честь»
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.
Цели:
1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.
4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Словарная работа:
Обогащение: традиции, культура. Фольклор, народное творчество. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.
Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.
Планируемые результаты:
Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.
Материал и оборудование:
Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Посещение краеведческого музея. Дидактическая игра «Подбери костюмы».
Использование в работе народных игрушек и игр. Знакомство с традициями гостеприимства разных народов. Обучение детей изготовлению поделок из салфеток.
Входят гости, их встречают дети.
Дети:
Здравствуйте, гости дорогие!
Доброе утро.
Добро пожаловать к нам в гости.
Проходите, пожалуйста.
Не устали ли вы дорогой?
Будьте как дома.
Мы вас ждали - поджидали.
Для каждого найдётся словечко, местечко.
Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните с дороги.
Воспитатель - Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?
Дети: Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.
Воспитатель: А как вы думаете, в старину люди тоже ходили в гости? (Ответы детей)
Мы вам предлагаем побывать в прошлом и в настоящем времени. У кого красные фишки, пойдут в музей старины, у кого- желтые- остаются здесь.
Давайте разделимся на группы, те кто хорошо знает старинные традиции пойдёт в музей старины, а кто знает современные традиции гостеприимства останется здесь.
1 подгруппа
- Дети, скажите, как в старину встречали гостей?
Дети рассматривают слайд и отвечают: красиво наряжались, прибирали дом, готовили гостинцы, накрывали стол, встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, усаживали гостей в красный угол, пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы, играли.
-Зачем люди ходили в гости?
Дети: Раньше не было телевизора, поэтому люди общались друг с другом, рассказывали о своих радостях, горестях, помогали друг другу.
2 подгруппа:
Воспитатель: Как сейчас встречают гостей?
Дети: красиво наряжаются, прибирают в доме, готовят гостинцы, угощение, накрывают стол, наливают чай из чайника, развлечения, пекут или покупают торт, включают музыку, танцуют.
В: Можно сейчас обойтись без того, чтобы ходить в гости?
Дети: Меньше будут знать друг о друге, помогать меньше друг другу, меньше дружить.
Подгруппы соединяются.
А теперь мы предлагаем вам совместную игру «Доскажи словечко». Одни начинают, другие продолжают.
Собрался в гости, неси подарок в горсти.
Туда голуби не летают, где их не привечают.
Гостю почёт, хозяину честь.
Гость доволен – хозяин рад.
В гости ходить - надо и к себе водить.
Кошка моется - гостей замывает (зазывает).
Изба красна не углами, а пирогами
Много гостей – много новостей.
Ребёнок: Мы хотим поделиться своей новостью: у нас открылся музей старины. Проходите, пожалуйста.
Дети называют и показывают старинные предметы быта: ухват, люлька, самовар в красном углу, сундук, ткацкий станок, прялка, санки, заруба, валёк, горшок и лапти.
В: Садитесь гости дорогие в красный угол, садитесь рядком, да поговорим ладком.
В: Воспитатель: - А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это?
Ребёнок: - Это кукла, она из соломы.
Воспитатель: - Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками.
В: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, да места в нашей горнице мало. Разделимся по парам и поиграем в игру «Иголка и нитка»
Дети расходятся по подгруппам играют в игры.
В: Делу время-…
Чтобы гости долго про нас помнили, мы приготовим сюрприз на память.
Дети переходят из музея и готовятся к изготовлению праздничной пасхальной композиции.
В: Какой праздник мы отмечали в выходные дни? (пасха)
Мы приготовили для гостей пасхальные яйца, давайте вместе создадим красивую пасхальную композицию.
Дети приступают к работе: изготавливают цветы и цыплят из салфеток и оформляют пасхальную композицию из яиц и украшений в корзинке.
В это время гости изготавливают цветок из салфетки для хранения яйца.
В: Дорого яичко к христову дню. Мы преподносим вам эти подарки.
Л: Играми, да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.
Приглашаем всех гостей на чай.