Тема: «Егоркин оберег»
Цель: расширение и углубление представлений детей о старинных русских обычаях.
Задачи: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, закрепление знаний старинных русских имен, обогатить словарный запас существительными оберег, колыбелька, лапти, чугунок, крынка; определениями старинный, деревянный, расписной, узорчатый; совершенствовать грамматический строй речи.
Формировать умения создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.
Развивать речь, чувство ритма и рифмы, общую и мелкую моторику.
Воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Материалы: кукла, атрибуты русской избы, таз, полотенце, русская рубашка, заготовки оберегов, шерстянные нитки ,ткань.
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент.
В. В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка в национальном костюме встречает детей. Она низко кланяется и говорит:
Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие! Милости прошу! Гость на двор —хозяйке радость.
--- Ребята, с какими словами входят в избу? (ответы детей — здороваются).
--- В старину входили в дом с поклоном и здоровались с поклоном со словами «Здравствуйте, люди добрые!», а еще скажет: «Мир вашему дому!»
Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?
(ответы, рассуждения детей).
Вывод: пожелания хозяевам, чтобы все были здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтобы в доме было все мирно.
Хозяйка: А почему гость в избу обязательно с поклоном в избу входил? Как вы думаете?
(ответы детей: поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам).
2. Содержание темы.
(Дети приходят в зону «Изба»)
В: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Д: В русской избе.
В: давайте присядем на лавки, да рассмотрим все хорошенько.
Посмотрите. Что это стоит на столе?
В:
Самовар
Я спешу как на пожар
Нам прислали самовар,
Вот он на столе стоит
Озабоченно пыхтит.
Чугунок
Чугунок, ты чугунок!
У тебя ни рук, ни ног.
В черный саже, весь копченый,
Не украшен, но ядреный!
Деревянная ложка
А у нас есть ложка,
Волшебная немножко.
Кликнем ложку нашу-
Подберет всю кашу.
Сундук
Стоит в углу за печкой,
Секретный сундучок,
Висят витые ручки,
И петли под замком.
Вребята а самовар, ложка, чугунок –это что такое.
В: ребята а лавка, стол, сундук – это что такое.
Д: мебель.
В: а у вас дома такая же мебель? Назовите, какую мебель вы знаете?
(раздается плач ребенка)
В: Ой. Вы слышите? Кто – то плачет. (достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла – малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
(дети по очереди качают куклу, напевая звук «а»)
В: когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Так повелось с давних времен. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но имя будет непростое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена? Я знаю одно очень старинное имя «Егор»
В: ребята, а вы знаете, что сейчас, пока малыш маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше «растет». А вы знаете как «вырастет» ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
(Дети называют свои имена)
В: молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А теперь давайте посмотрим, когда ребенка первый раз купали в таз с водой клали счастливые монеты , чтобы он был богат.
А после того как ребеночка искупали, его одевали в отцову рубаху
и приговаривали (расти большим, сильным, трудолюбивым, будь похожим на отца и на мать).А в свободное время водили хороводы и играли.
(Воспитатель становятся в круг с детьми)
Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. А пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
(дети высказывают предположения)
- да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку мастерит. Давайте и мы сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег на счастье «Кукла» . Как вы думаете, что такое оберег, для чего он нужен?
(дети высказывают свои предположения)
- оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Давайте посмотрим как правильно делать куклу оберег на счастье.
В: ну что вы согласны сделать для Егорки оберег, чтобы он оберегал его от бед? Тогда приглашаю вас за стол. Дети выполняют оберег.
(воспитатель рассаживает детей, напоминает об осанке за работой, о правилах выполнения задания).
Итог (рефлексия).
Анализ готовых работ. Воспитатель хвалит детей за выполненную работу.
В: а теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает и скажет добрые слова. ( Дети высказывают пожелания)
Ребята посмотрите у меня есть карусель настроение и на ней ленточки, если вам все понравилось возьмите красную, если что-то понравилось возьмите белую , а если у вас были затруднения возьмите синий цвет. А теперь давайте покрутим карусель и настроение изменится.
По старинным обычаям каждая хозяйка угощает гостей. Я приготовила для вас угощения.
Фотоколлаж