Сайт воспитателя

Машенцевой Маргариты Вараздатовны

Конспект НОД в средней группе "Егоркин оберег"

 

 

Тема: «Егоркин оберег»

Цель: расширение и углубление представлений детей о старинных русских обычаях.

Задачи: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, закрепление знаний старинных русских имен, обогатить словарный запас существительными оберег, колыбелька, лапти, чугунок, крынка; определениями старинный, деревянный, расписной, узорчатый; совершенствовать грамматический строй речи.

Формировать умения создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.

Развивать речь, чувство ритма и рифмы, общую и мелкую моторику.

Воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Материалы: кукла, атрибуты русской избы, таз, полотенце, русская рубашка, заготовки оберегов, шерстянные  нитки ,ткань.

Содержание организованной деятельности

1. Организационный момент.

В. В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка в национальном костюме встречает детей. Она низко кланяется и говорит:

Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие! Милости прошу! Гость на двор —хозяйке радость.

--- Ребята, с какими словами входят в избу? (ответы детей — здороваются).

--- В старину входили в дом с поклоном и здоровались с поклоном со словами «Здравствуйте, люди добрые!», а еще скажет«Мир вашему дому!»

Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?

(ответы, рассуждения детей).

Вывод: пожелания хозяевам, чтобы все были здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтобы в доме было все мирно.

Хозяйка: А почему гость в избу обязательно с поклоном в избу входил? Как вы думаете?

(ответы детей: поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам).

2. Содержание темы.

 (Дети приходят в зону «Изба»)

В: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Д: В русской избе.

В: давайте присядем на лавки, да рассмотрим все хорошенько.

Посмотрите. Что это стоит на столе?

В:

Самовар

Я спешу как на пожар

Нам прислали самовар,

Вот он на столе стоит

Озабоченно пыхтит.

Чугунок

Чугунок, ты чугунок!

У тебя ни рук, ни ног.

В черный саже, весь копченый,

Не украшен, но ядреный!

Деревянная ложка

А у нас есть ложка,

Волшебная немножко.

Кликнем ложку нашу-

Подберет всю кашу.

Сундук

Стоит в углу за печкой,

Секретный сундучок,

Висят витые ручки,

И петли под замком.

Вребята а самовар, ложка, чугунок –это что такое.

В: ребята а лавка, стол, сундук – это что такое.

Д: мебель.

В: а у вас дома такая же мебель? Назовите, какую мебель вы знаете?

 (раздается плач ребенка)

В: Ой. Вы слышите? Кто – то плачет. (достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла – малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

(дети по очереди качают куклу, напевая звук «а»)

В: когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Так повелось с давних времен. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но имя будет непростое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена? Я знаю одно очень старинное имя «Егор»

В: ребята, а вы знаете, что сейчас, пока малыш маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше «растет». А вы знаете как «вырастет» ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(Дети называют свои имена)

В: молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А теперь давайте посмотрим, когда ребенка первый раз купали в таз с водой клали  счастливые монеты , чтобы он был богат.

А после того как ребеночка искупали, его одевали в отцову рубаху

и приговаривали (расти большим, сильным, трудолюбивым, будь похожим на отца и на мать).А в свободное время  водили хороводы и играли.

(Воспитатель  становятся в круг с детьми)

Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. А пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

(дети высказывают предположения)

- да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку мастерит. Давайте и мы сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег на счастье «Кукла» . Как вы думаете, что такое оберег, для чего он нужен?

(дети высказывают свои предположения)

- оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Давайте посмотрим как правильно делать куклу оберег на счастье.

В: ну что вы согласны сделать для Егорки оберег, чтобы он оберегал его от бед? Тогда приглашаю вас за стол. Дети выполняют оберег.

(воспитатель рассаживает детей, напоминает об осанке за работой, о правилах выполнения задания).

Итог (рефлексия).

Анализ готовых работ. Воспитатель хвалит детей за выполненную работу.

В: а теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает и скажет добрые слова. ( Дети высказывают пожелания)

Ребята посмотрите у меня есть карусель настроение и на ней ленточки, если вам все понравилось возьмите красную, если что-то понравилось возьмите белую , а если у вас были затруднения возьмите синий цвет. А теперь давайте покрутим карусель  и настроение изменится.

По старинным обычаям каждая хозяйка угощает гостей. Я приготовила для вас угощения.

 

Фотоколлаж

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»