Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №22 «Радуга»
села Новоселицкого
Традиции и инновации
Обоснование темы для педагогической находки воспитателя МДОУ «Детский сад №22 «Радуга»
МАШЕНЦЕВОЙ МАРГАРИТЫ ВАРАЗДАТОВНЫ
село Новоселицкое
Традиция и инновация. На первый взгляд – это два диаметрально противоположных понятия. Традиция – это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действия, укоренившийся порядок в чем-либо, обычай. А инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации связаны между собой.
Кроме того, соблюдение определенных традиций в ДОУ можно определить, как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в ходе реализации образовательного процесса.
Так, и в нашем детском саду соблюдаются определенные традиции, помогающие решить некоторые образовательные задачи. Например, Неделя культуры, традиций и быта русского народа. Во время этой тематической недели решаются такие задачи, как:
1. Расширять представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах, верованиях, быте русского народа.
2. Создавать условия для формирования представлений об искусстве народов России
3. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
4. Активизировать интерес к искусству родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Данные задачи являются традиционными для реализации педагогической деятельности в данном направлении. А принципы, формы и методы работы по теме заключены в рамки основной образовательной программе ДОУ, что само по себе явилось новшеством в дошкольном образовании. Так, при подготовке Недели русской культуры применяется принцип комплексно-тематического планирования, который на современном этапе развития дошкольного образования позволяет обеспечить тесное и взаимодополняющее взаимодействие всех участников образовательного процесса (специалистов, воспитателей, родителей, представителей социума, введение региональных и культурных компонентов и разнообразие форм подготовки и проведения итоговых мероприятий.
Кроме того, данный принцип сочетается с другим важным принципом построения образовательного процесса – принципом интеграции. При чем, интегрируется не только содержание (задачи и образовательные области, но и различные виды детской деятельности и разнообразные организационные формы работы с детьми.
Так, например, в комплексно-тематическом планировании Недели русской культуры во второй младшей группе для решения поставленных задач указаны все основные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская и др., которые дети проживают через разнообразные формы: как традиционные, так и инновационные. Например, игры-развлечения, разучивание потешек, попевок наряду с рассматриванием кулинарных книг, просмотра мультфильмов, презентаций по данной тематике. Кроме того, в рамках данной темы все субъекты образовательного процесса принимают участие в создании мини-музея, в организации выставки творческих работ по тематике русских народных сказок, в проведении НОД и в подготовке и проведении итогового мероприятия праздника Масленицы, где закрепляются полученные представления о традициях, обычаях, культуре русского народа через разнообразные формы совместной деятельности взрослых и детей (песни, художественное слово, игры, танцы, элементы соревнования).
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит не просто через наблюдение и рассказ взрослого, а через разнообразные, адекватные детскому возрасту формы, через различные виды детской деятельности, что является наиболее результативным процессом.
Еще одна форма работы в ДОУ, ставшая традицией, это День подведения итогов за прошедший учебный год (интегрированное мероприятие). Эта традиция относительно молодая, ей всего 4 года. Но при проведении анализа мероприятий все педагоги пришли к выводу о том, что в данном случае отлично реализуется принцип «мини-макса», т. е. минимум затрат времени и сил (в течение одного дня) и максимум результата – подведение итогов по всем образовательным областям и видам детской деятельности. В конце 2011-2012 учебного года данная форма была использована впервые и помогла получить ожидаемый результат: комплексное подведение итогов. Форма проведения соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Так, например, подводя итоги 2014-2015 учебного года (для младшего дошкольного возраста было организованно «Путешествие по сказкам». Огромную положительную роль сыграл мотивационный момент, который заключался в поиске ключей для открытия сказочных сундуков.
На каждый искомый ключ были разработаны задания в форме (дидактических игр, речевые игры, игры драматизации, эстафеты, художественное слово (сказки, загадки, пословицы, поговорки).
Таким образом, данная форма итогового мероприятия, позволяет снизить статистическую нагрузку через использование различных видов детской деятельности, использование всего образовательного пространства не только группы, но и детского сада: кабинеты, холл, другие групповые комнаты, территория детского сада.